Конгер Д.
Физика для разработчиков компьютерных игр
стр. 452

имеют обратную стреловидность. Такие крылья резко увеличивают маневренность самолетов. Но такие самолеты всегда неустойчивы, и чтобы ликвидировать эту неустойчивость, встроенные компьютеры непрерывно отслеживают их поведение в воздухе. Это может сделать только компьютер - человек-пилот не сможет реагировать достаточно быстро, чтобы справиться с этой задачей на сверхзвуковых скоростях полета.

На рисунке 16.2 показаны управляющие поверхности самолета, прикрепленные к его крыльям. При взлете и посадке самолет выпускает закрылки. Закрылки - это управляющие поверхности, создающие дополнительную подъемную силу. Кроме того, они увеличивают сопротивление воздуха движению самолета. Это дополнительное сопротивление очень полезно при посадке - оно снижает скорость самолета. Обычно закрылки отклоняются вниз на угол от 30“ до 60°. При взлете они отклоняются вверх, но на меньший угол - обычно меньше 45°. Чем меньше они отклонены от горизонтали, тем меньше создаваемая ими подъемная сила, но и тем меньше сопротивление воздуха. А сопротивление воздуха при взлете должно быть как можно меньше.

Элероны тоже крепятся к крыльям, как показано на рисунке 16.2. Они управляют креном самолета. Если левый элерон отклоняется вверх, правый отклоняется вниз и наоборот.

Источник тяги тянет самолет вперед. В качестве источника тяги может использоваться пропеллер, воздушно-реактивный или даже ракетный двигатель. У маленьких самолетов пропеллер обычно находится впереди фюзеляжа, и он тянет самолет за собой. Но на некоторых моделях пропеллер находится в хвосте и толкает самолет, а не тянет. Источники тяги могут размещаться и на крыльях самолета.

Пилоты изменяют угол тангажа самолета с помощью рулей высоты. Эти рули могут размещаться в носовой части фюзеляжа, но чаще всего они размещаются на хвостовом оперении, как показано на рисунке 16.2. Иногда горизонтальное хвостовое оперение самолета делается цельноповоротным, то есть состоит только из рулей высоты.

И, наконец, на вертикальном хвостовом оперении расположены рули направления. Они управляют рысканием самолета. Как и горизонтальное хвостовое оперение, вертикальное тоже может быть цельноповоротным, целиком образуя рули направления.

Изобретение управляющих поверхностей

В эпоху зарождения авиации пилоты летали на планерах, не оснащенных двигателями. Современные буксируемые планеры - отдаленные потомки тех первых летательных аппаратов тяжелее воздуха. Орвиль и Вильбур Райты, вдохновленные этими первыми попытками полета, решили попытаться создать оснащенный двигателем летательный аппарат.

Во время первых испытаний братья Райт быстро обнаружили, что их аппарату нужен руль, похожий на киль, используемый в лодках. Кроме того, стала очевидной необходимость руля высоты. Но до появления идеи управления креном прошло довольно много времени.



Новости
Rust на Марсе с элементами PUBG
Выживать, как и следует из названия, придётся на Марсе. Помимо самого выживания, в игре присутствует и сюжет.
Переиздание Age of Empires выйдет 20 февраля
Как заявлено теперь, Age of Empires: Definitive Edition станет доступна на ПК с Windows 10 с 20 февраля 2018 года.